Рэп (Rap) - это форма танцевальной музыки, для которой характерны рваный (скорее ломаный - авт.) ритм, простые гармонии и короткие музыкальные фразы, закольцованные в непрерывный рефрен. В инструментарии классических рэп-композиций обязательно использовался проигрыватель виниловых пластинок, выполнявший роль вспомогательного инструмента ритм-секции. Вокал как таковой отсутствует , его заменяет речетатив, накладываемый на предварительно записанные инструментальные треки.
"Рок-энциклопедия"
Как ни странно, но рэп живет на этой планете не десять лет, как думают многие, и даже не двадцать, а намного больше. Рифмованную речь (именно речь, а не пение) еще в сороковых годах использовал при общении со своими слушателями Cab Calloway. Подобный неожиданный для публики ход пускали в дело и такие исполнители, как Arlo Gutherie, Bo Diddley, Charlie Daniels и Lou Rawls, совершенно неизвестные в России. Что уж говорить о ломаном ритме, живущем на Земле не одно столетие и использовавшемся с различными целями практически всеми народами. Но все выше сказанное это скорее дебри, тема отдельного разговора, тогда как официально рэп как таковой появился благодаря одному ди-джейскому приему, распространенному на Ямайке. Назывался он toasting и по мнению многих был отпочкованым от музыкального стиля ska. Рожден тоустинг был благодаря доступности звуковой аппаратуры, и заключался собственно в незамысловатом наложении голоса (в основном стихов) на уже имеющуюся чужую фонограмму.
Впервые рэп увидел свет в черных диско-клубах Южного Бронкса (Нью-Йорк) в середине семидесятых. C этого то момента новый стиль и начинает свой музыкальный рост и победоносное шествие по миру...
Год 1976. Africa Bambaataa и компания устраивают первую свою вечеринку в центре Bronx River Community. В последствии она войдет в историю, как "первая ласточка" легендарных акций, устраиваемых "батькой хип-хопа".
Год 1977. Хоповые акции , устраиваемые прямо на улицах Нью-Йорка, становятся очень популярными. Первыми устроителями подобных мироприятий были такие пионеры рэп-музыки, как Grandmaster Flash и Kool DJ Herc .
Год 1979. Коллектив Sugarhill Gang выпускает первый более-менее коммерческий рэп - диск "Rapper's Delight", ставший первой хоповой пластинкой, попавшей в Top 40 Великобритании и Соединенных Штатов Америки и зазвучавшей на радио. Запись одновременно являлась и дебютным релизом лейбла Sugarhill, основанного в Нью-Джерси Сильвией Робинсон, придерживавшейся музыкального стиля R'n'B. В том же месяце другой рэпперский альбом - "Fatback XIII" группы Fatback Band врывается в поп-чарты всего мира. Уникальность этих двух релизов была в том, что представленные композиции не имели совершенно ничего общего с современным полностью сэмплированным рэпом - то была живая альтернативная музыка, со специально приглашенными барабанщиками и гитаристами.
А в ноябре Sweet Tee (настоящее имя Таня Уинлей ) на лейбле Paul Winley своего папаши выпускает трэк под названием "Vicious Rap", вошедший в историю, как первый рэп, исполняемый женщиной - МС.
Год 1980. "Некоронованный король рэпа" Kurtis Blow впервые в истории хип-хоп-музыки выпускает "золотой" сингл - "The Breaks" и вскоре подписывает контракт с настоящим монстром среди звукозаписывающих компаний - лейблом Mercury Records.
В том же году участники брейк-данс команды High Times Crew арестовываются за танцы в метро Washington Heights. Фотографии этого инцидента и собственно самого танца появляются в "New York Post", являясь, по утверждениям многих, первыми фото, запечетляющими би-боев.
Силу тем временем набирает женский рэп - группа Sequence , полностью состоящая из представительниц прекрасного пола , пробивается в чарты , открывая дорогу другим рэппершам - Roxanne Shante (вышла на сцену в 84-ом) , Salt-n-Pepa (появились в 85-ом) и MC Lyte, начавшей рэповать в 87-ом.
Тогда же открывается и одна из первых радиопередачь, всецело посвяшенных рэп-музыке - трехчасовая "Mr. Magic's Rap Attack " на радиостанции WHBI.
Где то в этот же период белая исполнительница Blondie, неплохо обосновавшаяся в различных поп-чартах всего мира, записывает сингл "Rapture" c элементами рэпа, вскоре ставший общепризнанным хитом.
Год 1981. Grand Master Flash записывает "Adventures on the Wheels of Steel"- первую рэповую запись, запечатлевшую скретч.
Год 1982. Grand Master Flash и его Furious Five выпускают "The Message", первый за все существования хопа полит-рэп. Запись положила начало настоящей эре использования хип-хоп музыки как оружия политической борьбы.
Стоит отметить, что рэп по-прежнему оставался инструментальной музыкой, исполнители все еще приглашали для записи "живые" ансамбли, а использование каких бы то ни было сэмплов просто не практиковалось.
Тем временем батяня хип-хопа Africa Bambaataa вместе с Sonic Force записывает "Planet Rock", первый трек, выдержанный в стиле electro funk (или же techno funk), специальной музыкальной форме, как нельзя лучше подходяшей к брейк-дансу.
Год 1983. Herbie Hancock & Grandmaster D.S.T. впервые в истории "скрещивают" хип-хоп и джаз , что приводит к записи песенки "Rockit". А Африка Бамбаатаа заканчивает работу над "Looking for the Perfect Beat", первой записью, в которой можно было проследить что то похожее на сэмплинг. К тому же песня, будучи записанной на "Tommy Boy Records" , закрепляет компанию в статусе хип-хоп лейбла.
Год 1984. Рэп-группа UFTO выпускает сингл "Roxanne, Roxanne", рассказывающий о какой-то выдуманной супер-красавице по имени Роксана. Благодаря тому, что песня пользовалась просто поразительной популярностью, молодые рэпперши, бравшие себе псевдоним "Roxanne" и говорившие, что пелось именно про них, росли как грибы. Единственной настоящей талантливой исполнительницей из этого потока "Роксан" была Roxanne Shante, ставшая популярнее самих UFTO и даже вынудившая этих гордых рэпперов вовсе уйти из шоу-бизнеса.
Тогда же в Лос - Анджелесе открывается первая американская рэп-радиостанция KDAY, а концертный тур Run DMC, Kurtis Blow, Whodini, Fat Boys и Neweleus под названием "Fresh Fest" становится первым столь прибыльным хоповым туром (3,5 миллиона долларов за 27 выступлений).
Заканчивается год встречей белого продюсера Рика Рубина с братом участника группы Run DMC Расселом Саймонсом , вскоре основавших лейбл "Def Jam Recordings". Компания, продвигая таких деятелей, как Run DMC и LL Cool J, вскоре становится очень могещественной в хоповых кругах и начинает сотрудничество с "CBS Records".
Год 1986. Тем временем, как развивается аппаратура , развивается и музыка. Сразу несколько релизов 86-го года значительно расширили стилистические рамки рэпа, привлекая к этой музыке все больше и больше внимания.
На уже упомянутом лейбле Def Jam группа Run DMC выпускает альбом "Raising Hell", представляющий из себя этакий конгломерат рэпа и старого доброго рока. Недооценить роль этого альбома, которую он сыграл для мировой хип-хоп сцены, было бы преступлением. Именно после выхода этого мульти-платинового диска , ставшего воистину революционным в рэпе, великолепная троица из Куинса стала первой рэп - группой, участвовавшей в "American Bandstars" и продавшей 4 миллиона копий своего альбома по всему миру, первой рэп-группой, чей клип был показан на Mtv и в конце концов первой рэп-группой, запечетленной на обложке всемирноизвестного журнала "Rolling Stone".
В то же время рэп окончательно пересекает рассовую границу - появляются небезизвестные белые "рэп - панки" Beastie Boys со своим "Licensed To Ill", смесью хип-хопа и сырого гаражного звука. Ребятки стали первыми рэпперами, сразу же попавшими на верхние строчки поп-чартов, да и вообще на сегоднешний день они - настоящие живые легенды рэп-музыки.
Год 1987. В Южном Бронксе убивают DJ Scott LaRock, а в Лос-Анджелесе уже окончательно намечается тенденция к наиболее экстремальной лирике рэп-композиций - форме, получившей название "криминальный рэп" - gangsta rap. На самом деле, о ненависти к полицейским и белым некоторые рэпперы читали еще в начале 80-х, но именно с наступлением 87-го он окончательно стал самостоятельным стилем. В этом году Ice T, о котором вы все наверняка наслышаны, записывает свой дебютный альбом Rhyme Pays, яркий пример гангста-рэпа, получивший статус "золотого". Одновременно с этим релизом вышли еще два альбома, ставших на сегодняшний день классикой рэп-музыки - "Criminal Minded" Boogie Down Productions - рэп с явным влиянием рэгги в плане читки и некоторым колличеством песен со стопроцентной гэнгста-тематикой, и "Paid in Full" Eric B. & Rakim с очень классным звучанием как текста, так и музыки.
Год 1988. Лейбл Def Jam раскалывается на два направления - Рассел Саймонс уходят в Columbia Records, а Рик Рубин покидает Jам для создания Def American.
В том же 88-ом вышел и другой воистину революционный (и кстати платиновый) диск - "It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back" Public Enemy. Эта монументальная работа имела широкий общественный резонанс , а "Don' t Believe The Hype" с альбома стала настоящим гимном молодежи восьмедисятых - девяностых. Вместе с выходом этой пластинки рэп стал действительно не только музыкой , но и мощным политическим оружием . Четверо чувачков из Лонг-Айленда стали говорить о социально значимых проблемах , несовершенности построения американского общества и системы судопроизводства, о том, что черных подростков убивают на улицах, в конце-концов о том, что предки сегодняшних жителей Куинса или Бронкса были не только рабами, но царями и царицами. С появлением "Врагов Народа" в рэп-музыке окрылись совершенно новые, почти никем неизведанные просторы лирики - социально-политические...
Год 1989. Композиция "Fight The Power" Public Enemy входит в фонограмму фильма "Do The Right Thing" небезизвестного режиссера Спайка Ли. Песня очень ярко отображает настроение черного подростка , забитого и вечно притесняемого - долго подавляемые желания и раздрожение рано или поздно вырывается наружу и тогда уж окружающим несдобровать.
Кстати вскоре один из участников Public Enemy по прозвищу Professor Griff изгоняется из группы за рассисткие высказывания , продекламированные им в интервью "Washington Post". Грифф, будучи лидером танцевальной команды "Врагов Народа", покинул коллектив и вскоре создал проект Last Asiatic Disciple.
Группа NWA выпускает альбом "Straight Outta Compton", в рекордные сроки ставший "золотым". Роль этого диска в творчества NWA и в целом для ганг-хопа Западного Побережья можно сравнить разве что с влиянием The Beatles на рок или Марвина Гея на соул. Straight Outta Compton - даже не классика, это просто Библия криминального рэпа. Кроме этого,группа послужила "стартовой площадкой" для рэпперов, ныне известных по сольной карьере - Dr. Dre, Ice Cube, Eazy-E и MC Ren. ФБР, тщательно прослушав альбом и особенно песню "Fuck The Police", рассылает шефам полиции предупрелительные записки и тексты песни, называя её "ярким примером возбуждения агрессивных чувств у черных банд, держащих в страхе улицы Лос-Анджелеса". NWA прокоментировали ситуацию просто - "Следующий наш диск будет называться "Fuck FBI".
Тем временем принципиально нового звучания в хип-хопе добивается команда De La Soul - причудливый фанковый саунд и абстрактные, трудные для понимания простому смертному тексты...
Год 1990. Ice Cube своим уходом кладет начало падению легендарных NWA. Группа вскоре просто разваливается , и каждый участник уходит в соло. Но прежде ребята рассорились друг с другом настолько , что между ними развернулась настоящая война. Особенно долго грызлись между собой Dr. Dre и Eazy-E, два настоящих апостола гангста-рэпа Западного побережья. Перманентному соперничеству парочки пришел конец лишь в 96-ом году, когда Изи скончался от вируса имунодеффицита.
Год 1991. В 91-ом Public Enemy и незабвенные волосатые металлисты Anthrax выпускают сингл "Bring The Noise" 88-го года в современной, рэпово-металлической обработке. Такая версия полюбилась публике намного больше, чем оригинал и окончательно закрепила связь между черным рэпом и белым "металлом".
Тем временем предприимчивые продюссеры прибрали первую рэп-радиостанцию KDAY к рукам , и вскоре от былой славы легендарного радио не осталось и следа - KDAY просто продали...
В это же время "Заслуженный Рэппер Америки" MC Hammer, находясь на волне популярности, становится главным героем комиксов "Hammer-man".
Год 1992. Dr. Dre выпускает мульти-платиновый альбом "The Chronic", рассказывающий о гангстерском образе жизни и перегруженный матом, агрессией и оружием как многотонный крейсер. С этого момента в рэпе начинаются новые времена - наклеечка "Родители , внимание : ненормативная лирика" появляется почти на каждой хоповой записи, а поклонники начинают следить за упехами своих кумиров по репортажам из залов суда - рэпперам инкриминируют почти весь уголовный кодекс - от хранения нескольких граммов наркотиков, до вооруженныхограблений и убийств. "Хроника" (так на рэпперском сленге называют "травку") открывает в рэп-музыке новую эру - быть отъявленным головорезом в хип-хопе становится действительно модно┘