Как все начиналось...
Точкой отсчета стали 70-е гг, когда 16-летний негритос Деметривс разметил пол Нью-Йорка своим тэгом - Тaki 183 (сам тэг складывался из псевдонима би-боя и номера его улицы).
Как искусство граффити берет оборот с того самого момента, когда "первописатели" осознали, что вывести имя громадными буквами способен каждый. Индивидуальность и мастерство стали необходимыми. Так на стенах возвеличились сначала пузатые Вuble Letters, придуманные Рhase 2, Blockbusters - огромные плоские черно-белые буквы созданные Вlade'ом и Comet'ом, затем ЗD Кingz'a и Рistoll'a, и, наконец, Wild Stile, в котором буквы словно паутина, переплетаясь между собой, образуют почти нечитаемый тэг.
Очень быстро тэг превратился в настоящие картины (pieces - от masterpieces - шедевр), героями которых стали лупоглазые караксы из комиксов.
В написании грaфисты могли использовать любую технику и любой замысел, лишь на кисти существовало табу. Автор, замеченный за работой кистью, дисквалифицировался.
Кстати, часто бомберов путают с райтерами. Так вот, райтер (от английского to write - писать) - это автор легальных стен: фестивалей, джемов. Бомберы же, наоборот, рисуют там, где категорически запрещено: на киосках, гаражах, поездах, поэтому и работают ночью. Причем уложиться нужно в 3-5 минут. Такая работа тем ценнее, чем сложнее было добраться до места назначения. Как писал Дж.Уолтер Нигроу: "Хитрость в том, чтобы нарисовать там, где не достанут."
К тому же, примерно к 1/10 части уличных художеств относятся работы "мастеров, которые таким образом "метят" свою территорию, И, естесственно, их цели вполне соответствуют и малохудожественные средства. Пришло это из Южной Калифорнии вместе с определением "tagbanger" (производное от tagger и gangbanger).
Но, даже при таком подсчете можно найти множество прекрасных работ, выполненых мастерски, не забывая о том, что это, прежде всего, искусство с огромным прошлым и несомненно светлым будущим.