Как «делать» MIDI
«Как делать стихи»
В. Маяковский

Итак, у вас имеется миди-совместимый синтезатор, миди-совместимая ритм-машина и миди-секвенсор, и вы готовы к записи миди-треков. Вот некоторые полезные советы, благодаря которым вы сможете сэкономить время, потраченное для записи композиции, деньги и, возможно, разнообразить свой творческий процесс.

Во-первых, вы приобрели все миди-оборудование для того, чтобы сэкономить время, затрачиваемое на запись в студии. Убедитесь, что оборудование подобрано правильно. Запишите композицию на аудиокассету и проанализируйте запись вне миди-студии. Таким образом вы сможете услышать записанное иначе, чем вы привыкли слышать его в вашей студии. Некоторые предпочитают прослушивать записи в автомобиле, некоторые используют простой кассетный аудиоплеер. Однако важно убедиться, что при переносе на аудионоситель не произошло изменения темпа воспроизведения композиции. Также важно проверить, подходит ли тональность для вокалиста. Конечно, большинство современных секвенсоров позволяют легко подобрать тональность данной композиции, однако перенос на кассетный носитель (как цифровой, так и аналоговый) без изменения изначального темпа практически невозможен.

Подбор звуков является, наверное, самым трудоемким процессом. Иногда бывает проще написать аранжировку, но поиск правильных звуковых решений, которые были бы совместимы друг с другом, является отнюдь не простой задачей. Если этим заниматься в арендованной студии, можно моментально израсходовать весь бюджет. В том случае, если вокальный ряд еще не записан, необходимо принимать во внимание и его при выборе звуковых решений композиции. Подбор инструментов ритм-группы также имеет важное значение в сочетании с другими используемыми звуками. Например, вы подобрали все звуки и сэмплы под определенный звук группы ударных. После этого, в студии, вы выбрали более подходящий звук ударных, и в результате окажется, что ранее подобранные звуки уже не гармонируют друг с другом. Кроме этого, желательно заранее определиться с типом стереозвучания, обстановкой и пространственными эффектами, которые будут использоваться при записи. В результате такой подготовительной работы, вероятность того, что ваши решения окажутся правильными, повысится.

Естественно, даже самые удачные, казалось бы, планы изменяются, когда вы попадаете в студию. И это будет следующим шагом. Будьте готовы ко всему. Предположим, что вы правильно подобрали звуки, тем не менее, все домашние заготовки, секвенции, ритмы должны быть сохранены на носителях в нескольких экземплярах. Конечно, композицию можно и перепрограммировать, даже непосредственно в студии. Вот один из советов. Многие переносят ритмические последовательности миди-ударных (естественно, если ритм-машина совместима с миди) в секвенсер. Это можно выполнить настроив секвенсер следующим образом:

Выберите неиспользуемую дорожку (track) в миди-секвенсоре.
Задайте данную неиспользуемую миди-дорожку (я чаще всего использую 16 канал для ударных, тем не менее, выбор номера канала может быть любым).
Установите ритм-машину в режим external midi clock.
Установите миди-секвенсор в режим записи. Запишите ряд ударных для данной песни. В том случае, если секвенсор имеет режим midi echo, выключите данный режим.
После записи дорожки, остановите секвенсер. Установите ритм-машинку в режим internal clock. Подключите миди-выход Вашего секвенсора к миди-входу ритм-машины. Убедитесь, что ритм-машина настроена на правильных миди канал (в рассматриваемом случае, это канал 16). Включите секвенсер в режим воспроизведения, и ритм-машина будет играть одновременно с остальными миди-инструментами, записанными в секвенсер.

В ходе редактирования аранжировок композиции, вы будете редактировать также и ряд ударных инструментов, записанных в секвенсер. Многие программисты предпочитают записывать ударные в секвенсер последовательно в ходе написания композиции. Это является вопросом личных предпочтений, записан ли изначально ряд ударных посредством функций quantization или looping (зацикливания или повторения). Иногда используются и оба варианта одновременно.

Так, при программировании определенной композиции, при наличии многочисленных последовательностей, из которых возможно выбрать ряд для записи, каждый из которых является уникальным, можно использовать различные возможности монтажа, копирования, пошаговой записи, графического редактирования, понотного редактирования, числового редактирования, зацикливания, использования различных эффектов. И, благодаря возможностям миди, некоторые используют не один секвенсор при составлении композиции и ее редактировании. Стало уже обычным перегон данных в режиме реального времени через миди-выход одного секвенсора в миди-вход другого для максимального использования возможностей каждого из секвенсоров. Например, секвенсеру пришлось совместить две дорожки для создания мульти-трекового эффекта. Но теперь все части находятся на одной дорожке (составленной из отдельных миди-каналов), а вы хотите отредактировать басовый ряд, находящийся на миди-канале 1. Конечно, можно использовать миди-фильтр, подключить его на выход и на вход секвенсора и прогнать данную дорожку. Но другой способ заключается в том, чтобы использовать второй секвенсор, даже если его придется одолжить или взять в аренду. Обработка дорожки при помощи двух секвенсоров дает отличный эффект. Некоторые миди-секвенсоры могут даже считать 16 каналов с одной дорожки и отфильтровать каждый инструмент миди для дальнейшего редактирования. Однако самым важным является квантизация (quantization — операция выравнивания нот по заранее заданным долям и длительностям). Каждый секвенсер выполняет операцию квантизации по-своему. Например, одна популярная модель секвенсера плохо производит квантизацию в режиме реального времени, однако при пошаговой записи данная операция выполняется очень четко. То есть в результате один и тот же стиль может отличаться по звучанию. Или, например, некоторые используют старые модели секвенсоров, которые были созданы до появления формата миди, так как они дают более глубокий бас, что также верно и для ритм-машин. В значительной части современных обработок [в стиле «ум-тс»] используется один и тот же ритм. Естественно, не хочется огульно охаивать всех аранжировщиков, но создается впечатление, что часть из них использует одну и ту же ритм-машину. Однако если тот же самый ритм сэмплировать или перепрограммировать в другую ритм-машину, он зазвучит совсем иначе. Естественно, звучание ритм-машины, у которой внутренний тактовый генератор установлен на 24 удара в четверть (BPQ — beat per quarter) отличается от ритм машин с тактовым генератором, установленным на 96 ударов в четверть.

В заключение, хотелось бы напомнить о самых важных правилах. Во-первых, обязательно прослушайте сделанную запись на аудиокассете. Многие после этого меняют значительную часть инструментального ряда. И во-вторых, сохраняйте исходные данные, даже после того, как вы перегнали ряд ударных в секвенсер, все равно может возникнуть необходимость откорректировать его. Это может обойтись в незначительную сумму, однако пригодится, когда вы захотите продать ремикс сделанной ранее композиции, например, «Кока-коле» для использовании в рекламе в следующем сезоне.

© Николай Горбачев,
Автор оригинальной статьи Bobby Nathan.