Пошаговая инструкция по написанию музыки
В статье последовательно рассматриваются все стадии процесса создания музыки от самых первых задумок до мастеринга и записи на носитель. Статья появилась в результате обобщения моего многолетнего музыкального опыта и наблюдений. С определенной долей юмора её можно рассматривать как руководство или инструкцию по написанию музыки, откуда и появилось название. Цель публикации — донести до заинтересованного читателя мою концепцию музыкального творчества и, возможно, положить начало конструктивной дискуссии. Высказывайтесь мне на e-mail или в гостевую книгу.

Итак, после многих лет занятий музыкой у меня сформировалась своя собственная схема написания музыкального произведения. В ней отразились мои музыкальные предпочтения, специфика моей студии и т.д., поэтому, естественно, я не претендую на ее универсальность. К статье предлагается пример — это песенка одной нижегородской команды. Называется «Осень». Музыка, аранжировка и звук инструментала сделаны мной на моей домашней студии. Вокал записан на профессиональном оборудовании, потом необработанный перенесен на домашнюю студию, где и производились обработка, сведение и мастеринг. Т.е. на входе у нас был текст (без музыки), на выходе — фонограмма на диске. Некоторые шаги я буду пояснять на этом примере, кроме того, пусть он послужит чем-то вроде моей визитной карточки.

Для начала давайте произведем краткий обзор того, что имеется в наличии:
МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Будем предполагать, что у нас есть средняя домашняя студия, т.е. секвенсер, устроства звукового синтеза, т.е. синтезаторы, сэмплеры, драм-машины. Для записи вокала есть микрофон и устройство предусиления — либо встроенное в звуковую карту (микрофонный вход), либо как внешний аппарат (микшер с микрофонным входом или специальный микрофонный предусилитель). Я использую оба пути, т.е. когда есть возможность — прописываю вокал через хороший предусилитель.
НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Для того чтобы что-то сделать, нужно знать, что именно ты хочешь сделать. Применяя этот принцип к созданию музыки, отметим следующее: для продуктивной работы над произведением нам нужно сразу четко определить, что же должно получиться в итоге. Это поможет нам оценивать эффективность тех или иных шагов по тому, насколько близко они продвигают нас к выполнению поставленной задачи. Обратимся к примеру. У меня был уже написанный и терпящий лишь незначительные изменения текст. После нескольких прочтений у меня появилось такое «осеннее» и «дождливое»  настроение. Я подумал, что было бы неплохо к таким депрессивным словам создать созвучную музыку. Подключив интуицию, я решил, что оптимальным решением в данном случае будет что-то трип-хоповое, с медленным синкопированным ритмом и НЕОПЕРНЫМ вокалом. Также я решил, что рок-баллада, индастриал или танцевальная попса не подходят для меня в качесте способа выражения моих эмоций, возникших всвязи с текстом. Итак мы переходим на
Первый шаг
Назовем его — стадией первичного формирования эмоциональной и стилистической направленности произведения. На входе имеем бесформенное желанию заняться написанием музыки, на выходе — понимание — какую конкретно эмоцию или гамму эмоций мы хотим выразить и приблизительно — доступные стилистические приемы. Также мы определяем, что нам заведомо не подходит. Это ограничение может быть связано во-первых — с внутренним несоответствием (бардовская песня с прямым ритмом 140 bpm и индустриальной подзвучкой), и во-вторых — с требованиями ситуации или клиента. В примере я, прочитав текст, прислушался к себе, уловил возникающие чувства. Проанализировал их, определил наилучший способ их музыкального выражения и решительно отбросил все неподходящее. резюмируем: Шаг первый: определяем — на что будет похожа наша будущая музыка, на что она ни в коем случае похожа не будет.
Второй шаг. Музыкальные темы
Вы хотите чтобы Вашу музыку слушали с напряженным неослабевающим вниманием? Тогда попытайтесь уловить сходство музыки и, например, театральной постановки или фильма. Пьеса становится интересной во многом благодаря продуманной и выразительной палитре ролей. Каждая роль, каждый выход актера на сцену продуманы режиссером и несут свой вклад в развитие сюжетной линии, подводя к тому, что у зрителя создается именно та эмоция, то состояние, которое автор хотел вызвать. Проведем аналогии: пьеса — законченное музыкальное произведение, актер — определенная музыкальная тема, роль-тема в развитии и взаимодействии с другими темами. Т.е. нам нужно написать список действующих лиц (читай: набор музыкальных тем), которые и будут манипулировать сознанием слушателя и приводить его в нужное состояние. Тут уже начинается настоящее творчество. Никаких жестких правил, естественно здесь нет. Полагайтесь на свою интуицию, чутье, опыт. Интуицию, кстати, можно развивать: слушать больше музыки, чаще проводить время за клавиатурой (или схватившись за гриф гитары). В рассматриваемом примере первичный подбор тем я делал без какой-либо записи, просто сидел за синтом, импровизировал, напевал себе там что-то, и время от времени отмечал удачные комбинации, мелодии. Продумывал то, как они будут вытекать одна из другой, обуславливать одна другую. Так появились партии саксофона, «кричащего» FM синтезатора, скретч (сделан на компе), колокольчики, бас и струнный оркестр. Затем я в Sonar`е создал несколько midi дорожек, обозвал их соответственно, наиграл все что нужно, отквантовал, подчистил и в результате получил аккуратненькие разноцветные миди-клипы, лежащие в куче и ничего особенного не выражающие. Над звуком не задумывался, а просто подобрал похожие тембры из банка SBLive. Резюмируем: создаем музыкальные темы, особенно не задумываясь над динамикой произведения. Аналогия — выбор действующих лиц в пьесе.
Третий шаг. Предварительный звук
На этой стадии я часто сталкиваюсь с тем, что стандартные GM инструменты часто не могут даже приблизительно выразить всю богатейшую палитру моих чувств и эмоций :)). Проблемы возникают, если в качестве выразительного средства выбран какой-то особенный звук FM синтезатора, особое наложение эффектов или просто интересная ритмическая партия, которая, будучи озвученной SBLive`ом по 10-му каналу стандартными пластмассовыми ударничками, звучит просто... смешно. Поэтому будем готовы вслед за созданием тем сразу начать работать над звуком, т.е. Рассчитывать, как будет расходоваться производительность компьютера (софтовые синтезаторы и эффекты) наруливать необходимый звук на синтезаторах копаться в сэмплерных библиотеках настраивать драм-машины (я использую Fruity Loops) Если вы планировали использовать какой-нибудь drum loop в качестве смыслового элемента произведения, импортируйте его сейчас, берегите свежесть восприятия. Но о финальном сведении думать пока рано. Всякие звукорежиссерские изыски оставьте на потом. Нам еще долго работать с проектом, и лучше делать это на НЕТОРМОЗЯЩЕМ компьютере. Можно даже использовать менее ресурсоемкие варианты эффектов. Больше ставьте в посыл — удобнее получается и для машины полегче. Короче говоря, на этом шаге нам нужно сделать для произведения «звук», максимально приближенный к финальному, но не перегружая компьютер, a просто чтобы самому по возможности работать не с мидюшной пластмассой, а с нормальной озвучкой. Резюмируем: При необходимости делаем «звук» для некоторых партий (для которых не годится наше «первое приближение»). Экономим производительность!
Четвертый шаг. Секвенсинг
На этом шаге мы создаем динамику произведения. Театральный режиссер решает, как и когда актеры появляются на сцене, о чем они разговаривают, каковы декорации и используемый реквизит. Мы же фактически расставляем наши кирпичики таким образом, чтобы в произведении получился СЮЖЕТ. Самое время подумать о том: — что подчеркивает каждая отдельная тема, когда она звучит в контексте произведения, — как тема будет развиваться, — какие темы основные, какие второстепенные, а что просто создает массовку, — как одна тема обуславливает другую, — какие темы могут идти параллельно, какие будут диссонировать, — какую эмоциональную и смысловую окраску придает последовательное или параллельное сочетание тем, Отметим, что в современной музыке есть достаточно секвенсинговых шаблонов, которыми вполне можно пользоваться, самым распространенным, на мой взгляд, является песенная схема «вступление-куплет-припев-проигрыш и.т.д.». Куплет более спокойный, дает возможность вслушаться в текст, припев эмоциональнее. Где-то можно прибегнуть к шаблону, где-то придется придумывать самому. Экспериментируйте! Итак, теперь у нас есть практически готовый инструментал. Резюмируем: создаем «сюжет» произведения.
Пятый шаг. Запись живых инструментов и вокала
Возможно, вы хотели синтетическую электрогитару заменить на настоящую. Пришло время сделать это. Также самое время прописать вокал. Про технологию записи звука и без меня написано немало, поэтому двинемся дальше.
Шестой шаг. Выстраивание звука, сведение
Пришло время тех самых звукорежиссерских изысков. Теперь выжимаем максимум из нашей аппаратуры! Мидюшная бас гитара безжалостно заменяется самым крутым сэмплером из наличествующих, тщательно подбираем сэмплы. Проводим микрометрическую подстройку органов управления синтезаторами. Смотрим на выделяемость звучания партий, стараемся избегать слипания звуков в неудобоваримую кашу. Выстраиваем уровни дорожек, панораму, и вообще производим сведение. Было бы здорово, чтобы на этом этапе проект был переведен в максимально крутой аудио формат (24 bit 96 kHz например). Существует несколько школ сведения, об этом тоже можно почитать в инете. Этот процесс требует хорошего мониторинга и главное — наличия ушей и вкуса у сводильщика. Слушайте что получается на разных колонках (в том числе на бытовых), иногда полезно надеть наушники наоборот (правый наушник на левое ухо), тогда становятся заметнее ошибки панорамирования. Сравнивайте со звучаением коммерческой музыки. Для меня эталон — альбом «Who watches over me» группы «Mesh». Старайтесь сделать свою музыку прозрачной, чтобы слушатель кайфовал уже от одного звука, чтобы она была как просторный и хорошо освещаемый аквариум с чистой водой и красивыми, насыщенных цветов, подвижными и живыми рыбками, пусть там будет и маленький замок, и красивые водоросли и неповоротливые улитки:. ну вы поняли. :)) Итак у нас есть ГОТОВОЕ произведение в нашем секвенсоре. С замиранием сердца нажимаем Export Audio и наш компьютер начинает, кряхтя, миксовать наше творение. Спешу вас обрадовать: как правило после миксдауна звук улучшается, по всей видимости из-за того, что при не RealTime процессинге используются числа повышенной точности, более продвинутый dither и т.д. В результате получаем Wav-файл. Резюмируем: делаем финальный звук, выжимаем все что можно из всего что есть.
Седьмой шаг. Улучшайзинг (Мастеринг).
Теперь пришло время улучшить наше творение еще чуть-чуть. Для этого необходимо воспользоваться специальными мастеринговыми утилитами или аппаратами. Улучшайзинг можно разделить на три составляющие: — повышение субъективно ощущаемой громкости. Для этого используются компрессоры (однополосные и многополосные), лимитеры, сатураторы и пр. Исторически впервые к мастерингу такого типа прибегли некая студия грамзаписи, пожелавшая, чтобы пластинки ее производства звучали «громче» пластинок конкурентов. В нашем случае необходимо, чтобы не было резких колебаний уровня, выхода за пределы разрядной сетки. Постараемся так настроить компрессор, чтобы звук был плотный, насыщенный, жирный. — работа со спектром и панорамой. Тут можно подкорректировать спектр с помощью эквалайзера. Я обычно чуть-чуть подчеркиваю диапазон 20 kHz. Можно расширить или сузить стереобазу. — Мастер-реверберация. Можно поместить наш оркестр в некоторую акустическую среду. Обычно я этого не делаю. После мастеринга переводим получившийся wav — файл в формат 16 bit 44 kHz для последующей записи на CD. Резюмируем: Улучшаем, уплотняем звук, подготавливаем к записи на носитель.
Восьмой шаг. Продвижение (promotion)

Теперь пришло выпускать готовое произведение в жизнь. Если вы работали в рамках какого-то проекта, и ваша роль была строго определена, то, возможно, вам и нет необходимости задумываться о дальнейшей судьбе вашего творения. А если вы являетесь руководителем проекта или просто творите в одиночку, вы можете захотеть, чтобы ваша музыка слушалась, оценивалась, способствовала вашей известности и т.д. Теперь задумайтесь, как этого можно достичь. Я практиковал с переменным успехом несколько путей продвижения, это и раздача дисков арт-директорам ночных клубов и разным организациям, создание сайта, ротация на радио, практически нигде не обходилось без привлечения личных связей. Должен сказать, что на стадии раскрутки наиболее важными становятся качества, непосредственно с музыкой не связанные, это умение общаться, завязывать знакомства, владеть собой и уметь выслушивать критику, наконец, наличие денег, времени и энергии. Если браться за это серьезно, то придется много мотаться, уставать. Сейчас я считаю наиболее приемлемым вариантом включение в проект специалиста по PR и маркетингу музыкального проекта. Это может быть человек, воодушевленные вашей музыкой и концепцией проекта или наемный работник. В любом случае, достойная музыка должна жить и находить своего слушателя. Поэтому давайте творить, получать удовольствие и дарить его другим.

Автор: Сергей Гречин